«Октябрьское интермеццо»

Опубликовано в журнале Меценат и Мир

Игорь Черкасов

«Октябрьское интермеццо»

Обложка диска с песнями Эвы Пиларовой и её автографом

Киноконцертный зал Центрального дома художника переполнен. Здесь 26 октября 2008 г. состоялся концерт, которого все мы, кто искренне любит Чехию и ее культуру, с нетерпением ожидали.

Перед московскими зрителями выступила давно любимая нами певица Эва Пиларова, и, по моему, Чешский культурный центр дал этому концерту исключительно удачное и поэтическое название «Эва Пиларова – небесная и земная».

Этот концерт состоялся в рамках проекта «Золотые шестидесятые: ретроспектива чехословацкого кино 1962 – 1970 гг.».

Главный организатор проекта – Чешский культурный центр отобрал 38 чешских фильмов тех лет, показ которых стал заметным событием в культурной жизни Москвы и доставил всем нам большую радость.

Среди фестивальных фильмов была и известная нам картина режиссера Йржи Менцела «Преступление в Шантане» («Zlocin v Santanu»), сценарий которой был написан непосредственно для Эвы Пиларовой.

Эта выдающаяся чешская певица – культовая фигура 60-х годов. Широкую популярность ей принесли выступления на сцене театра «Семафор» и, конечно, роли в нескольких фильмах режиссеров «Новой волны» (упомянутого Йржи Менцеля и Милоша Формана) и прежде всего в звездном мюзикле «Если бы тысяча кларнетов».

«Небесная и земная» – такой мы ее и увидели в этот вечер. Годы не властны над этой необыкновенной певицей.

Услышав первые песни (скажу откровенно, что до этого я очень волновался), я забыл о своих волнениях и ощутил живое дыхание «Дома, полного мечтаний» (Dum plnej snu).

С годами мастерство Эвы Пиларовой приобрело новую выразительность, и я как давний поклонник ее таланта вместе с другими зрителями восторженно встречал каждую песню.

Воспоминания переносили меня в такой любимый мною пражский театр «Семафор», частым посетителем которого я был и на подмостках которого блистала Эва Пиларова. Я смотрел на нее и думал, как хорошо, что мы вновь после долгих лет смогли встретиться в Москве. Передо мной на письменном столе стоит фотография с ее автографом, а из динамика негромко звучат песни из ее нового альбома, и я в который уже раз с признательностью думаю об усилиях Чешского культурного центра и всех, кто организовал эту незабываемую встречу.

А на другой день, 27 октября, мы пришли в Чешский культурный центр на открытие выставки фоторабот Эвы Пиларовой и неформальную «Встречу у рояля».

Мне понравились фотографии певицы, в которых она стремится выразить свое отношение к жизни, и часто ее объектив запечетлевает очень интересные кадры.

Но все-таки главной на этой встрече была возможность вновь послушать Эву Пиларову, которая спела многие свои песни, и поговорить с ней о ее и о нашей жизни. Она остроумно отвечала на вопросы, и в зале действительно царила непринужденная дружеская обстановка.

Не могу не отметить свою радость по поводу того, что вместе с Эвой Пиларовой в Москву приехал Иржи Клапка, мой большой друг, Президент Чешской ассоциации русистов, член Правления Чешско-Русского общества.

Мне это даже показалось символичным. Кто лучше, чем он, один из самых активных пропагандистов русской культуры в Чехии и чешской – в России, мог вновь приблизить к нам творчество этой замечательной чешской певицы.

Прекрасный конферансье, он очень мягко и ненавязчиво вел концерт в Доме художника и сам под свою «знаменитую» гитару выступил с несколькими русскими песнями. И надо сказать, что их с Эвой Пиларовой дуэт прекрасно прозвучал и был тепло принят зрителями. Буквально шквал аплодисментов вызвало их совместное исполнение чешского варианта известной русской песни «Метелица» под названием «Nechod’ dal». Также с восторгом приняли зрители импровизацию на тему песни «Подмосковные вечера» и попурри на тему русских народных песен.

На встрече в Чешском культурном центре Иржи старался держаться в тени, но Эва сама вызвала его к роялю, и они вновь пели вместе.

Я смотрел на них, и перед глазами возникла картина, более близкая по времени, чем спектакли театра «Семафор» 60-х годов теперь уже прошлого века. Я как бы перенесся под крышу пражского пассажа «Черна Лабудь» в уютное поэтическое кафе, куда Иржи Клапка пригласил нас с женой на организованный им в 2000-м году и получивший широкую известность «Русский музыкальный салон». В кафе не было ни одного свободного места, и Иржи должен был приложить большие усилия, чтобы нас усадить.

Посетив салон, я понял, почему он так популярен. Его музыкальная программа интересна и разнообразна. Она не навязчива. Созданная атмосфера способствует тесному двуязычному общению актеров и зрителей.

И, глядя сейчас на Иржи и других участников этой встречи в Чешском культурном центре, я вновь думал о том, как хорошо, что есть такие люди, которые не жалеют сил и энергии для того, чтобы конкретными делами наполнить такое емкое понятие, как диалог наших культур.

К сожалению, время бежит быстро, и эта незабываемая встреча в Чешском культурном центре заканчивается. Мы прощаемся с Эвой Пиларовой, и я, выражая мнение всех, кто искренне любит и высокого ценит эту замечательную певицу, говорю ей: «До свидания, до скорой встречи в Москве».

Это – небольшие заметки, заметки участника двух незабываемых вечеров в Москве, которые я назвал «Октябрьское интермеццо». Но как Президент Международной ассоциации содействия культуре и Председатель Координационного совета Обществ дружбы с Чехией и Словакией я не могу не выразить свое глубокое удовлетворение тем, что Чехия, которая с 1 января 2009 г. председательствует в Европейском союзе, выдвигает в качестве основополагающего приоритета своего председательства лозунг «Европа без барьеров». Так давайте же вместе сделаем всё для того, чтобы наполнить его конкретным содержанием!

© Создание сайта Pegas Studio - www.pegas-studio.net
  Rambler's Top100